Содержание
- 1 Как называется резьба по камню: история появления и интересные факты
- 2 Основные направления глиптики
- 3 Подробное описание технологического процесса
- 4 Какое требуется оборудование
- 5 Какие сложные моменты возникают при создании шедевра
- 6 Можно ли заниматься резьбой по камню в домашних условиях
- 7 Рекомендации и техника безопасности
Резьба по камню — один из древнейших видов прикладного искусства. Обработанные специальными инструментами минералы называют геммами, применяют их при декорировании мебели, изготовлении ювелирных украшений, предметов быта, печатей и других изделий.
Как называется резьба по камню: история появления и интересные факты
Технику вырезания рисунков на камне называют глиптикой. Слово произошло от древнегреческого glyphein — «иссекание» или «выдалбливание». Несмотря на сложность обработки горной породы, глиптику считают одним из древнейших видов художественного ремесла: еще первобытные люди использовали резьбу для создания оберегов и божественных символов.
Их использовали для украшения гробниц, дворцов. Каменные плиты почти не изменились с течением времени, что позволило археологам изучить античные произведения искусства и сделать вывод о высоком уровне мастерства древних художников.
Искусство глиптики было популярно в Хиосе, Италии, на Кипре, в странах малой Азии. Вырезанные из камня печатки использовались там для заверения документов. Работа мастеров резьбы по камню считалась престижной и хорошо оплачивалась. Их услугами пользовались правители: геммами украшались сокровищницы, палаты, монастыри, церкви. По закону ремесленник не имел права держать у себя копии и эскизы проданной работы, потому каждое произведение выпускалось в единственном экземпляре, а владение им считалось признаком престижа и благополучия.
Бурное развитие резьбы по камню началось в эпоху Ренессанса. В XVII-XVIII вв. сформировались национальные цеха и школы глиптики во Франции, Италии, Австрии, Англии, Германии. Работы тех времен отличаются большой точностью и детализацией. Новые технологии позволяли лучше передавать черты лица людей, прорисовывать текстуры, добавлять мелкие детали.
Искусство глиптики в Древней Руси связано с принятием христианства. Геммами с изображениями святых украшали архиерейские облачения, их вставляли в панагии и митры. Пик развития резьбы по камню в России пришелся на XVIII в., когда по указу Екатерины II на Урале начали добывать пригодные для обработки самоцветы, открыли гранильную фабрику в Екатеринбурге и несколько заводов, где камнерезные изделия изготавливались в промышленных масштабах. Кроме того, императрица выкупила у коллекционеров и привезла на Русь несколько крупных наборов гемм.
Основные направления глиптики
Существует 2 основных направления глиптики: камея и инталия (или интальо). Отличие между ними заключается в характере рисунка, выбитого на камне. На геммы в стиле камеи наносят выпуклые, рельефные изображения, вырезанные с особой выразительностью и состоящие из нескольких слоев.
Изготавливают их из твердых пород камня — оникса, сердолика, агата, а окантовки чаще всего делают из недорогих металлов, чем подчеркивают художественную ценность работы. В основном на камеях изображают портреты людей и силуэты животных. Их нередко используют в качестве подарков — такие работы украшают праздничными символами и поздравительными надписями.
На геммах в технике инталии рисунок не выпуклый, а вдавленный. Чаще всего его выполняют на прозрачных драгоценных и полудрагоценных камнях, так как на них изображение хорошо видно. В древности такие изделия использовались как печати с высеченными в камне надписями, эмблемами, девизами.
Вырезать инталии гораздо сложнее, чем камеи. Изображение на них должно быть зеркально отраженным, поэтому мастера были вынуждены неоднократно шлифовать минерал и делать пробные очерки. Из-за этого работы в подобной технике стоили дорого и ими пользовались в основном люди из высших сословий.
Подробное описание технологического процесса
Технология создания резных изделий эволюционировала с освоением новых видов оборудования и техник шлифовки, но основные шаги процесса остались неизменными. Камнерезцы сначала выбирают заготовку для будущего шедевра. Она должна быть на 1-2 размера больше итоговой работы, поскольку в процессе резьбы и шлифовки некоторая часть материала будет потеряна. Затем минерал проверяют на наличие трещин и повреждений. Их заклеивают специальной смолой либо откалывают и отбраковывают негодные части заготовки.
Подготовленный камень шлифуют и наносят на него эскиз с помощью несмывающейся краски, маркера или специального чертежного инструмента. Объемные рельефные рисунки иногда лепят из пластилина, чтобы мастер мог визуализировать форму будущего изделия.
После нанесения эскиза можно приступать к непосредственной обработке камня. Металлические приспособления для этого не подходят (т. к. горные породы тверже стали), поэтому вместо них используют боры с абразивным покрытием — корундовым порошком, алмазной пылью и т. д.
Работу выполняют в такой последовательности:
- крупным абразивом очищают поверхность камня, задают общие черты рельефа;
- среднезернистым бором проводят детальную обработку, наносят основной рисунок;
- мелким абразивом вырезают миниатюрные элементы, добавляют деталей;
- тонкозернистыми инструментами осуществляют финальную шлифовку.
Наносят рисунок на минералы от краев к центру, держа боры под острым углом. Это помогает добиться рельефности, плавности линий и переходов. Если используются неровные камни с трещинами и изгибами, то резьбу выполняют вдоль природной текстуры породы.
После нанесения резьбы заготовку обрабатывают и шлифуют. Новые технологии позволяют послойно окрашивать ее, что дает возможность лучше передать игру светотеней и выделить мелкие детали сюжета. Готовые геммы используют как самостоятельные украшения интерьера или применяют в создании ювелирных изделий, картин-коллажей, печатей, символов-оберегов и прочего.
Какое требуется оборудование
Набор инструментов и оборудования зависит от сложности работы, размеров и твердости камня, его текстуры.
Для обработки небольшого самоцвета понадобятся:
- мягкий молоток;
- долото;
- гравировальный скальпель;
- стамески;
- напильники;
- закольники:
- шпунты;
- твердосплавные наконечники.
Для резьбы по большому массиву камня нужны:
- кувалда;
- болгарка;
- киянка;
- кирка;
- отбойный молоток;
- крупные стамески;
- шлифовальные диски.
В дополнение к ручным инструментам в производстве гемм используют механические граверы, фрезеры, сверла, зубила, бормашины, устройства для шлифовки.
Какие сложные моменты возникают при создании шедевра
Глиптика — сложное и травмоопасное искусство. При занятиях им у начинающих часто возникают сложности.
Среди них:
- Выбор камня. Разные его породы отличаются не только по эстетическим качествам, но и по твердости, сложности обработки, необходимому оборудованию.
- Подбор инструментов. Для работы в различных техниках резьбы требуются разные комплекты напильников, закольников, долот, спиц для нанесения рисунков — все они стоят недешево, потому бывает трудно определиться с выбором.
- Сложность и трудоемкость процесса. Даже создание простого рисунка на камне требует больших запасов терпения и усидчивости, поэтому увлечение глиптикой может доставить больше стресса, чем удовольствия.
- Трудность в соблюдении техники безопасности. Для работы с камнем потребуется не только оборудование, но и защитные средства, которые понадобится покупать отдельно.
- Необходимость учитывать структуру камня. Минералы могут иметь трещины, чередующиеся слои разных цветов (это относится к драгоценным и полудрагоценным камням, например агату) и другие особенности, влияющие на внешний вид готового изделия.
Из-за перечисленных трудностей резьба по камню в качестве хобби подойдет не всем. Это дорогое и трудозатратное ремесло, которое нередко превращается в стиль жизни тех, кто его полюбил.
Можно ли заниматься резьбой по камню в домашних условиях
Несмотря на все сложности, глиптикой можно заниматься дома. Чаще всего в непрофессиональных мастерских работают с мягкими минералами, такими как кремний, известняк, стеатит, алебастр. Набравшись опыта, можно переходить к обработке более ценных — агата или многослойной яшмы. Они относительно податливы и не занимают много места, потому подходят резчикам всех уровней мастерства.
Профессионалам не обойтись без дорогостоящего оборудования, начинающие же чаще всего применяют ручные инструменты для глиптики: стамески, напильники, шпунты. Они отличаются компактностью и относительной простотой в использовании. С опытом можно будет приобрести специальные станки для работы с камнем. Ультразвуковые и электромагнитные установки для обработки и шлифовки компактны и подключаются к простой розетке, потому их можно применять в квартире.
Рекомендации и техника безопасности
При обработке камней нужно соблюдать технику безопасности:
- работать можно только с экологически чистыми породами, не содержащими токсичных примесей и не излучающими радиации;
- руки предварительно следует защитить перчатками из ткани, глаза и нос — специальными очками и респираторной маской;
- резьбой рекомендуется заниматься в хорошо проветриваемом помещении;
- все инструменты нужно своевременно точить и по необходимости менять.
Соблюдение правил поможет избежать травм во время работы и развития профессиональных заболеваний, таких как астма, от вдыхания токсичной минеральной пыли.